Новый – юбилейный – сезон филармонии открыла музыка Прокофьева; впрочем, не только музыка – весь вечер на сцене вместе с оркестром словно был сам композитор: с язвительными оценками и ироничными комментариями в адрес коллег-композиторов и полным осознанием и принятием собственной гениальности, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».

Сделать гения чуть ближе к челябинскому зрителю отважились симфонический оркестр под управлением Заслуженного артиста России Адика Абдурахманова, один из лучших пианистов мира – лауреат международного конкурса имени Чайковского Дмитрий Шишкин и актер Юлиан Макаров (Москва), ведущий программы «Главная роль» на телеканале «Культура». Выбор логичен: в 2021 году исполняется 130 лет со дня рождения этого выдающегося русского композитора, пианиста и дирижера, к тому же, его имя носит филармонический концертный зал. «Прокофьев – гениальный композитор, очень спорный, он хотел писать не как все, – говорит дирижер Южно-Уральского симфонического оркестра, заслуженный артист России Адик Абдурахманов. – Но судьба сложилась так, что он всегда чувствовал некую внутреннюю нереализованность. Приехав в Европу, он был всегда вторым. В Европе был Стравинский, которого больше заказывал, например, тот же Дягилев. В Америке был Рахманинов, и Прокофьев снова оказался не первым номером… Когда вернулся в Россию, в России уже был Шостакович…»

О пути композитора – от студенчества и почти до исхода – зрители узнали из его эссе и писем, которые олицетворил актер и телеведущий Юлиан Макаров. А музыка? – Музыка поддерживала и подтверждала каждое слово.

Программу открыл Первый концерт композитора для фортепиано с оркестром – хвала ярким и жизнеутверждающим музыкальным решениям. Также прозвучала Четвертая симфония, родившаяся из музыки к балету, написанной композитором специально для Дягилева.

«Четвертая симфония Прокофьева исполняется крайне, очень-очень редко. Мои друзья-скрипачи, люди старшего поколения, которые работали с гениальным дирижером Ленинградской государственной филармонии Евгением Александровичем Мравинским, рассказывали, что за все время работы – за 70 лет – они всего один (!) раз играли ее с Мравинским. Это показательно. А музыка Прокофьева вообще, и этот опус, в частности, достаточно крепкий орешек», – рассказал Юлиан Макаров.

И этот «орешек» оказался вполне по зубам Челябинскому симфоническому оркестру, которому еще нет и двух лет от роду. Хотя замахнуться на Прокофьева было страшновато, признается худрук оркестра Адик Абдурахманов.

«Репетировать начали в августе. Да, возможно, там, где лучшим столичным оркестрам понадобится – условно – десять репетиций, нам потребуется 25. Но мы это сделали. Репетировали с начала августа. Симфония очень интересная, очень красивая. Вторая редакция, 40-х годов прошлого века: сначала опус был 23 минуты – стал 47. Это было очень трудно для музыкантов, но они счастливы играть эту симфонию. В ней у каждого инструмента есть соло, свой материал, благодаря чему они чувствуют себя не винтиками какого-то организма, а солистами. Это определенный этап нашей жизни, мы на ней сильно выросли. И теперь знаем: наш оркестр может замахнуться на сложнейшие симфонические произведения мирового масштаба», – говорит дирижер.

Его слова подтверждает столичный гость: «Абсолютно убежден, что оркестр не может становиться хуже с таким художественным руководителем и главным дирижером. Хотя это очень тяжелая кропотливая ежедневная работа плюс концерты, плюс те программы, которые, может быть, и кажутся сначала музыкантам неподъемными. Но именно такая музыка заставляет поднимать планку», – говорит Юлиан Макаров.

Подача материала была необычной: обычно многочастные произведения исполняются без пауз и аплодисментов. Маэстро Абдурахманов и Юлиан Макаров изменили традиции: четыре части симфонии – непростой, эмоциональной – перемежались комментариями: письмами композитора родным, друзьям и коллегам, статьями для прессы – журнала «Пионер» и газеты «Правда», воспоминаниями современников – восхищающихся и завистников. «Там очень плотный концентрированный текст. Драматургически это выстроено таким образом, что мы начинаем сопереживать Сергею Сергеевичу Прокофьеву, улыбаться вместе с ним или негодовать. Я не музыковед и не лектор. Но в силу своих возможностей и того материала, с которым работаю, я поставил себе сверхзадачу – создать атмосферу», – говорит Макаров.

Добавим, концерт-посвящение Прокофьеву стал первым в авторском цикле Макарова «Слова и музыка к тебе», который рассказывает о судьбах выдающихся композиторов. Следующими станут музыкальные рассказы о таких глыбах, как Бетховен, Рахманинов, Шостакович…

«В планах есть Бетховен, чье 250-летие было скомкано из-за пандемии. И может быть, мы попробуем подумать о таком непривычном для Челябинска авторе, как Камиль Сен-Санс. Что говорить про Бетховена – все понимают, что это совершенно недосягаемая вершина: сколько его ни играй – все равно кажется, что можно лучше. А Сен-Санс – это ярчайшие страницы потрясающей французской музыки, которая нравилась и Петру Ильичу Чайковскому, и которая – в том числе – существенно повлияла на развитие мировой музыки вообще и русской, в частности», – объяснил Юлиан Макаров.

Ольга Бороденок,
фото предоставлены прес-службой филармонии

Друзья, подписывайтесь на наши аккаунты в соц.сетях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *